Научные отчеты о COVID-19 поддерживаются Пулитцеровским центром и Фондом Хейзинга-Саймонса.
Новый, более трансмиссивный вариант коронавируса перевернул усилия по уравновешиванию известного вреда, наносимого закрытыми школами, с риском распространения пандемического вируса в классах. Исследования, проведенные до его появления, казалось, указывали в обнадеживающем направлении: школьные вспышки редки, даже когда распространение сообщества относительно велико, обеспечивая школы ограничивают размер классов и требуют мер безопасности, включая маски. А если распространенность среди населения невелика, то эти меры безопасности могут оказаться несущественными, особенно среди детей в возрасте до 10 лет.
Вспышка нового варианта в начальной школе в Нидерландах подорвала эту уверенность. Тесты 818 учителей, учеников и семей показали, что 123 человека—почти 15%—были инфицированы, всего через 1 месяц после того, как в школе был выявлен первый случай заболевания, который не требовал от учителей или детей носить маски. Новый вариант отвечал за большую часть этих случаев. На этой неделе чиновники здравоохранения попросили более 60 000 жителей школьного района к северу от Роттердама пройти тестирование на вирус, чтобы узнать, насколько широко он распространился в общине.
В Нидерландах дети посещали школу полный рабочий день, с полными классами, и маски не рекомендовались в начальных школах. Это, возможно, придется изменить в регионах, где распространяется новый вариант. “Мы должны быть гораздо более бдительными, особенно в помещении, и ввести гораздо больше мер предосторожности”, - говорит Мюге Чевик, специалист по инфекционным заболеваниям из Университета Сент-Эндрюса. “Учитывая новый вариант, все виды деятельности, скорее всего, будут гораздо более рискованными.”
Но Чевик по-прежнему считает, что школы будут безопаснее, чем, например, большие группы взрослых. “До этого варианта мы знаем, что начальные школы очень мало способствовали распространению сообщества.”
Новый вариант, B. 1.1.7, впервые появился в Англии, и ранние сообщения обнаружили самые высокие показатели заражения у детей, что вызвало опасения, что они могут быть особенно восприимчивы. Но более поздние анализы показывают, что возрастное распределение инфекций B. 1.1.7 похоже на распределение более ранних вариантов, причем гораздо меньше случаев диагностируется у детей в возрасте до 13 лет, чем у подростков или взрослых. (Первоначальный всплеск числа детей, вероятно, произошел из-за того, что Англия закрыла многие отрасли экономики, в то время как школы оставались открытыми.)
Однако, поскольку новая версия на 50% более заразна, чем предыдущие варианты, “мы увидим гораздо больше кластеров” инфекции, говорит Чевик.
В Нидерландах первый случай заболевания появился в школе Виллиброр в конце ноября 2020 года и, по-видимому, быстро распространился. Эвут Фаной, врач регионального департамента здравоохранения Роттердама, говорит, что сообщения о многочисленных случаях заболевания в школе, которая обслуживает учащихся в возрасте от 4 до 12 лет, привлекли их внимание в начале декабря. “Мы были озадачены тем, что была такая большая вспышка среди детей младшего возраста”, - говорит он. “Обычно мы наблюдали значительные вспышки только в средних школах и университетах.”
16 декабря Нидерланды закрыли все школы в рамках более широкого закрытия. По словам Фаноя, к тому времени 40% студентов и почти половина сотрудников Willibrord сообщили о респираторных симптомах. Случаи также возникали во второй школе, которая делила здание, и связанной с ней школе в другом кампусе. В конце декабря инфицированная учительница Виллиброр умерла, хотя официальные лица не сказали, умерла ли она от осложнений COVID-19.
23 декабря рутинное секвенирование обнаружило вариант B. 1.1.7 у пациента в Лансингерленде, муниципалитете школы. Отслеживание контактов выявило связь со школой. 26 декабря команда пригласила всех сотрудников, студентов и их семьи на тестирование и через 3 дня проверила 818 человек, выявив 123 случая. Все последовательности от зараженных учителей и учеников, 46 до сих пор, были вариантом B. 1.1.7. (Десять членов семьи были заражены другими вариантами вируса.)
В начале января последовал второй звонок семьям, связанным с двумя другими школами и шестью детскими садами, которые делили свои помещения, всего около 3000 человек, говорит Фаной. Более 1300 были протестированы, и до сих пор 2% из них являются положительными. Команда секвенирует образцы, чтобы определить, сколько из них несут вариант B. 1.1.7.
“Реакция была невероятной”, - говорит Марион Купманс, вирусолог из Медицинского центра Erasmus в Роттердаме. “В сообществе есть большая готовность разобраться с этим.” До сих пор более 80% случаев B. 1.1.7 в регионе связаны со школой, включая бабушек и дедушек учеников, говорит Янко ван Бек, эксперт по общественному здравоохранению Медицинского центра Erasmus, который работает над расследованием вместе с Фаноем и Купмансом.
Теперь исследователи пытаются собрать воедино, кто кого заразил, используя последовательности и данные о том, когда появились симптомы, чтобы собрать воедино генетические подсказки о пути распространения вируса.
Чтобы понять, насколько дальше распространился новый вариант, чиновники решили попробовать протестировать всю общину—все 60 000 жителей. “Стоит попробовать,” говорит Купманс. “Вряд ли он будет содержать все, но все, что мы можем сделать, чтобы задержать распространение этого варианта”, - говорит она.
Несмотря на опыт голландского города, Канеция Циммерман, педиатр из Университета Дьюка, которая вместе со своими коллегами отслеживала школьные вспышки среди 100 000 учащихся и сотрудников школ Северной Каролины этой осенью, по-прежнему надеется, что при наличии строгих мер школы могут оставаться относительно низкими даже при распространении нового варианта. Она и ее коллеги обнаружили, что даже в сообществах с очень высокой передачей инфекции—14-дневная заболеваемость составляет более 900 случаев на 100 000 жителей—строгие требования к маскам и небольшие размеры классов (с детьми, посещающими лично 2 дня в неделю) могут сделать школьные вспышки очень редкими.
И Лин Торстенсен Брандаль, эксперт по инфекционным заболеваниям Норвежского института общественного здравоохранения, нашла столь же оптимистичный результат: В период с августа по ноябрь она и ее коллеги отслеживали 292 контакта из 13 случаев заболевания, выявленных у учащихся начальной школы, проверяя каждый контакт в начале и в конце их 10-дневного карантина. Только три контакта оказались зараженными.
Однако в Норвегии уровень заражения был относительно низким—всего одна десятая от того, что было в регионах Северной Каролины, где работали Циммерман и ее коллеги. Это может означать, что меры безопасности менее важны, по крайней мере для детей младшего возраста: студентам в Норвегии говорят оставаться дома, если они больны, но они посещают школу полный рабочий день и не носят масок. Брандал и ее коллеги расширяют свое исследование, чтобы включить в него средние школы и добавить секвенирование генома, которое, как они надеются, позволит им быстро заметить любые быстро распространяющиеся варианты.
Вопрос о том, будут ли более трансмиссивные варианты подрывать безопасность школ даже в таких странах, как Норвегия, остается открытым, признает Брандал. В Лансингерленде Фаной говорит, что 27 000 жителей записались на тестирование, и он ожидает результатов к концу следующей недели. Ответы, говорит он, могут помочь определить, вернутся ли дети в классы в конце месяца, как планировалось.
Оригинал:
https://www.sciencemag.org/news/2021/01/new-coronavirus-variant-scrambles-school-risk-calculations